В Германии значительная нехватка квалифицированного персонала в машиностроительном секторе. Поэтому политики и профессиональные ассоциации уже много лет пытаются заинтересовать больше молодых людей изучением инженерного дела. Тем не менее, количество студентов первого семестра и студентов падает. Без одновременного увеличения числа новых студентов из-за границы спад был бы еще более значительным. Особенно пострадала сфера машиностроения/технологий. Это следует из анализа, проведенного Центром развития университетов в области инженерии, включая компьютерные науки, CHE (Centrum für Hochschulentwicklung).
В зимнем семестре 2023/24 года на обучение по инженерным дисциплинам было зачислено около 750 000 человек, примерно каждый четвертый студент в Германии. Сюда входят двенадцать учебных областей в дополнение к двум основным — машиностроению и электротехнике, включая архитектуру и информатику.
Начиная с зимнего семестра 2020/21 года количество студентов по этой предметной группе постоянно снижается – с 783 000 до нынешних 749 000. По сравнению с 10-летним периодом число студентов-первокурсников сократилось на 13 процентов.
Инженерные науки считаются сердцем немецкой экономики. Это одна из причин, почему в последние десятилетия политики и профессиональные ассоциации выдвинули многочисленные инициативы, направленные на то, чтобы вдохновить больше молодых людей учиться в этой области.
Наибольшим потерпевшим в группе инженерных предметов является область обучения машиностроения/технологии процессов. С уменьшением почти на 16 000 студентов-первокурсников за 10 лет, цифры упали примерно на 45 процентов. Ситуация усложняется тем, что на бакалавриате около трети отсева. На региональном уровне от спада особенно страдают земли Мекленбург-Передняя Померания и Рейнланд-Пфальц. По сравнению с зимними семестрами 2013/14 и 2023/24 годов, студентов первого семестра в области машиностроения/технологического проектирования было примерно на 70 процентов меньше.
Оценка CHE также показывает: 11 из 12 инженерных специальностей потеряли новых студентов за 10 лет. Единственным исключением является факультет информатики, которому удалось увеличить количество студентов первого семестра с 9300 до 38200 в зимнем семестре 2023/24 года.
«Мы наблюдаем изменение количества студентов во всех областях инженерного дела», — говорит автор исследования Марк Хюш (Marc Hüsch). «Тенденция уходит от классических инженерных курсов, таких как машиностроение и электротехника, к информатике — от аппаратного обеспечения к программному обеспечению, так сказать».
Общий обзор CHE показывает: немецкие университеты не выпускают достаточного количества выпускников, чтобы покрыть как нынешний дефицит, так и будущую потребность в квалифицированных инженерных работниках.
Однако, по мнению авторов, развитие было бы еще более сложным без одновременного значительного увеличения числа иностранных студентов, что также особенно заметно в сфере информатики. В инженерной предметной группе (25,6 процента) самая высокая доля иностранных студентов среди всех предметных групп. В сфере горного/металлургического машиностроения сейчас более чем каждый второй приезжает из-за границы.
«Иностранные студенты могут стать важной частью решения проблемы квалифицированных рабочих в машиностроительном секторе, но этот вопрос должен решаться конкретно и стратегически», — говорит Хюш. «В целом, мы должны продолжать работать над тем, чтобы сделать изучение инженерного дела максимально привлекательным как для немецких, так и для иностранных студентов».
Обращает на себя внимание и сравнительно высокая доля женщин среди иностранных студентов-инженеров. Почти четверть иностранных студенток-первокурсниц и только девятая часть немецких первокурсниц начали изучать инженерное дело в зимнем семестре 2023/24 года.
Источник: Produktion.de
|