Продолжающийся спад мировой экономики также все более отчетливо сказывается на немецком машиностроении и промышленном производстве. За первые десять месяцев текущего года производство работало сравнительно хорошо благодаря большому количеству невыполненных заказов и меньшему количеству узких мест в цепочках поставок. До октября включительно он достиг реального роста на 0,9 процента.
«Но после того как первые два квартала все еще способствовали росту, производство машин в третьем квартале было уже на 1,6 процента ниже уровня предыдущего года. Четвертый квартал также будет слабым», — заявил президент VDMA Карл Хаусген (Karl Haeusgen ) на ежегодной пресс-конференции.
С начала года поступления заказов в машиностроении и промышленном машиностроении месяц за месяцем отстают от предыдущего года - всего на 13 процентов в реальном выражении за первые десять месяцев 2023 года. Это означает, что портфель заказов также падает. Согласно текущему опросу VDMA (конец октября), охват заказов у 60 процентов компаний уже был ниже их соответствующего долгосрочного среднего показателя.
Инвестиционная активность в Германии, вероятно, пока останется слабой. Согласно результатам эксклюзивного опроса, проведенного IW для VDMA, экономические перспективы Германии снова ухудшились и вернулись к низкому уровню осени 2022 года. Инвестиционные ожидания на 2024 год также существенно ухудшились. Доля пессимистов в настоящее время на девять процентных пунктов превышает долю оптимистов.
VDMA считает очень позитивным тот факт, что занятость в отечественных компаниях снова немного увеличилась в 2023 году до чуть менее 1,03 миллиона человек в составе постоянной рабочей силы. Президент VDMA назвал благоприятную для отрасли, долгосрочную и надежную политику местоположения в ЕС и Германии решающим фактором в новом увеличении инвестиций.
«Однако политика, которая хочет регулировать и финансировать все, упирается в стену. Пришло время снова больше доверять социальной рыночной экономике, отказаться от регулирования и бюрократии, дать компаниям больше свободы для их инноваций, а также снова дать отдельным гражданам больше свободы и ответственности», — потребовал президент VDMA.
Европейский Союз также рискует все больше отставать в мировой торговле. «Мы видим, что другие страны все реже захотят заключить соглашение о свободной торговле с Европой, даже несмотря на то, что здесь существует большой и привлекательный рынок», — проанализировал Хеусген. ЕС должен, наконец- то, попрощаться с идеей перегружать эти соглашения социальными и экологическими проблемами.
«Другие страны не позволят нам указывать им, как им следует вести бизнес», — подчеркнул Хеусген. Учитывая неопределенность в международной торговле, экономический успех в Европе может быть достигнут только в том случае, если внутренний рынок будет, наконец укреплен, расширен и реформирован.
Компании в ЕС наводнены множеством новых правил в текущий законодательный период. Комиссия объявила в общей сложности о 90 инициативах по законодательству только в области «Зеленого курса» и еще о 73 в цифровой сфере. Многие из этих инициатив также оказывают влияние на машиностроение и промышленное производство. «Внутренний рынок ЕС нуждается в разумном и управляемом регулировании, направленном на усиление конкурентоспособности европейской промышленности», – подчеркнул президент VDMA.
Вместо этого уже принятые или запланированные правила все чаще оказываются бременем или угрозой. Лучшим примером этого является Закон о европейской цепочке поставок, который – если предложение Парламента будет реализовано – обеспечит контроль не только над поставщиками и их поставщиками, но и над клиентами.
«Однако никто не может указывать своим клиентам, как и где они могут использовать машину. И это лишь одно из многих эксцессов в законе, возлагающем на малые и средние компании ответственность, которую они совершенно не в состоянии выполнить из-за отсутствия у них рыночной власти. «Поэтому закон является чистым принятием желаемого за действительное – и, в конце концов, конкуренты из стран, не входящих в ЕС, благодарят нас за то, что мы лишились бизнеса», – пожаловался президент VDMA.
Машиностроение и машиностроение, являющееся ключевым сектором немецкой и европейской промышленности, в котором занято около трех миллионов человек в ЕС, имеет в своих руках множество козырей, чтобы продолжать играть ведущую роль на мировом рынке - если его не замедлить.
Инновационная сила отрасли, которая недавно была продемонстрирована в цифрах расходов на исследования и разработки, имеет решающее значение для дальнейшего успеха. Инвестирована рекордная сумма, около 8,7 млрд. евро (плюс шесть процентов по сравнению с предыдущим годом).
Возможности роста отрасли заключаются, прежде всего, в цифровизации. Одна из наиболее важных задач здесь заключается в том, чтобы компании могли безопасно делиться своими предметными знаниями в цифровом мире. Для этого необходимы федеральные центры данных, которые также используются малыми и средними промышленными компаниями. Именно это означает программа Manufacturing-X, целью которой является обеспечение более широкой адаптации и использования стандартов производственной информации в машиностроении и промышленном производстве.
Источник: VDMA
|