Немецкая промышленность вкладывает миллиарды в Китай — и заходит в тупик. Вместо роста ей грозит постепенный спад. Парадокс: если конфликт с США обострится, внешнеполитическое давление на Народную Республику усилится, а ее экономика ослабнет, то немецкие компании увеличат свои инвестиции в Поднебесной.
По данным экспресс-опроса, проведенного Германской торговой палатой за рубежом (AHK) в Китае в апреле в ответ на тарифную войну между Вашингтоном и Пекином, половина опрошенных ожидала этого. Четверть немецких компаний в Народной Республике также переводят свои закупки из США на другие рынки. Напротив, только 13 % компаний выводят свое производство из Китая.
Bosch строит научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр и производственный объект для электромобилей в Сучжоу за один миллиард евро. Однако в Германии группа поставщиков и технологий для автомобилей сокращает 6000 рабочих мест.
ZF Friedrichshafen, помимо прочего, построила завод по производству электромобилей в Шэньяне. С 2020 года компания также инвестировала пять миллиардов евро в Китайскую Народную Республику и теперь управляет там 50 предприятиями. Однако в Германии этот поставщик автомобильных комплектующих планирует уволить до 14 000 сотрудников к 2028 году.
Прибыль автопроизводителя BMW упала на 26,4 % в первом квартале, поскольку он продал меньше автомобилей в Китайской Народной Республике. У конкурента Mercedes спад составил целых 43 %.
Национальное бюро статистики в Пекине сообщает, что экономика Китая выросла на пять процентов в 2024 году. Однако исследовательская фирма Rhodium Group предполагает, что эти цифры были завышены по политическим причинам, и что экономика Народной Республики выросла максимум на 2,8 % в прошлом году.
По оценкам Международного валютного фонда, провинции в настоящее время имеют задолженность в размере, эквивалентном 7,4 триллиона евро. Это соответствует 47,6 % валового внутреннего продукта Китая. Поэтому многие наблюдатели обеспокоены стабильностью финансовой системы Народной Республики.
В автомобильной промышленности 93 % немецких компаний в Китае и 86 % компаний в машиностроении ожидают, что спор о тарифах Китая и США нанесет огромный ущерб. Треть респондентов ожидает, что их продажи упадут, иногда на целых 20 %. Четыре из десяти немецких компаний опасаются снижения прибыли.
Но почему же тогда каждая вторая немецкая компания хочет расширить свои инвестиции в Китайскую Народную Республику? «Почти все промышленно развитые страны воздерживаются от прямых инвестиций. Кроме немцев. Они снова хотят быть умнее всех остальных. Они проводят свой собственный национальный курс — так же, как они делали это с энергетической политикой до вторжения России на Украину», — отмечается в статье в журнале «Капитал». Это фатальная ошибка, которая в конечном итоге будет иметь ужасные последствия.
«Компании из таких стран, как США, которые покидают Китай, по сути, являются поставщиками услуг, такими как юридические фирмы, аудиторы и налоговые консультанты. Они могут просто закрыть свои ноутбуки и улететь домой», — признает Оливер Эмс, глава Торгово-промышленной палаты Северного Китая. Немецкая экономика, с другой стороны, инвестировала в основном в китайскую автомобильную промышленность, машиностроение и химическую промышленность. Не можно просто так быстро переместить такие инвестиции в Бангладеш или Вьетнам.
Сами немецкие компании называют другие причины, по которым они должны инвестировать в Китай. Некоторые из них понятны. Например, Китайская Народная Республика является крупнейшим единым рынком в мире. Ни один другой не может заменить его. Некоторые корпорации генерируют там огромную часть своих доходов — VW около 36 процентов, BMW и Infineon треть, а Porsche четверть своего дохода.
Перемещение инноваций и корпоративных функций в Народную Республику не обязательно повышает глобальную конкурентоспособность немецкой экономики. Если, например, Audi оснастит такие модели, как E5, программным обеспечением Huawei, это сделает автомобиль более конкурентоспособным в Китае, но не в США. Его будет сложно продать там. Huawei находится в списке компаний, на которые наложены санкции Вашингтона. Поэтому многие наблюдатели теперь предупреждают, что немецкие компании также могут потерять свою конкурентоспособность из-за своего участия в Китае.
За последние 20 лет они получили огромную выгоду от экономического подъема Народной Республики, поставляя Китаю необходимое оборудование, химикаты и инженерные знания. В то же время немецкие компании вложили туда значительные средства. Только в 2024 году они нарастили производственные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и торговые мощности в Народной Республике на сумму 5,7 млрд. евро. Это составило 45 % всех инвестиций из ЕС. Только немецкая автомобильная промышленность внесла в это 4,2 млрд. евро.
Возвращение к росту за счет экспорта поставило Китай на путь столкновения с Германией. Это связано с тем, что китайские компании часто производят то же самое, что и немецкие компании — автомобили и оборудование. В то же время избыточные мощности в китайской промышленности в сочетании с высокими субсидиями приводят к ценам, которые намного ниже цен немецких поставщиков.
Благодаря государственной поддержке «китайские компании также сознательно принимают краткосрочные и среднесрочные убытки, чтобы получить долгосрочную долю рынка, и инвестируют в огромные производственные мощности перед запуском продукта», подводит итог исследовательский институт Synolytics в исследовании, проведенном в 2024 году для Немецкой ассоциации машиностроения и инжиниринга (VDMA).
Китайские компании также часто предлагают лучшую продукцию, чем немецкие. Около 55 процентов представителей компаний, опрошенных в рамках текущего исследования делового климата AHK, ожидают, что китайские конкуренты возьмут на себя технологическое лидерство в своих отраслях в течение следующих пяти лет. В машиностроении об этом говорят еще больше компаний. 60 из 500 лиц, принимающих решения, которые приняли участие в исследовании VDMA, опасаются, что к 2029 году их компании окажутся лишь в средней или плохой конкурентной позиции.
Немецкие компании пытаются принять эти изменения, позиционируя себя как партнеров китайских компаний в их расширении на мировой рынок. Многие немецкие компании переводят необходимость снижения рисков в Китае в стратегию «в Китае для Китая». «Поступая так, они рискуют гоняться за миражом рыночных возможностей, которые в конечном итоге ускользают от них», предостерегают исследователи.
Автомобильные и машиностроительные компании уже ощущают последствия. BYD обогнал Volkswagen и стал самым продаваемым автомобильным брендом в Китае. Siemens и Bosch конкурируют с Huawei, Haier и HikVision. «Даже немецкие компании все чаще закупают машины и оборудование для своего производства в Китае у китайских поставщиков», — добавляет управляющий директор AHK Оливер Оемс.
В Германии каждая третья промышленная компания уже реагирует на это, перенося производственные линии за границу, чтобы сократить расходы. Каждая вторая компания, ведущая деятельность в Китае, сокращает производство и увольняет сотрудников. То, что приносит пользу отдельным немецким компаниям, больше не соответствует тому, что служит немецкому государству. Это представляет собой явный разрыв с традиционным соответствием корпоративных интересов и внешней торговой политики Германии, которое было характерно для большей части последних трех десятилетий.
В общей сложности почти полмиллиона рабочих мест в Германии зависят от спроса в Китае, подтверждает исследовательская фирма Rhodium Group. Эти рабочие места подвергаются все большему давлению — наиболее быстро и интенсивно в малых и средних компаниях в машиностроении и автомобильной промышленности.
Источник: Produktion.de
|