Узкие места в снабжении материалами и нехватка квалифицированных рабочих все больше тормозят немецкое машиностроение. Это становится ясно из результатов опроса, проведенных VDMА (Немецкое объединение машиностроителей), в котором приняли участие 520 компаний-членов с 21 по 23 июня.
87 процентов машиностроительных компаний в настоящее время считают, что их цепочки поставок заметно или серьезно пострадали», — заявил главный экономист VDMA доктор Ральф Вичерс (Ralph Wiechers).
«Машиностроение не только глобально со своей продукцией, но и опирается на всемирную сеть поставщиков. Война в Украине, карантин в Китае, пробки на центральных перевалочных пунктах со значительно более длительными сроками обработки контейнеров и нехватка персонала для поставок и собственного производства — список негативных факторов, влияющих на ситуацию с поставками, длинный», — пояснил Вихерс.
По сравнению с предыдущим опросом ситуация снова ухудшилась, и надежды на скорое улучшение тают. В апреле 79%, т. е. почти восемь из десяти опрошенных из машиностроения и машиностроения, сообщили о заметном или серьезном недостатке поставок материалов. Сейчас об этом сообщают почти девять из десяти компаний. Аналогичная ситуация и с перспективами. Вряд ли кто-то ожидает улучшения ситуации в ближайшие 3 месяца. «Узкие места особенно заметны с электронными компонентами. 44 процента не видят здесь улучшения ситуации с поставками до второй половины 2023 года», — объясняет Вихерс.
Ввиду сохранения проблем с поставщиками более чем каждая вторая компания уже изменила свою стратегию закупок критического сырья и материалов, или планирует это сделать в обозримом будущем. «В целом компании уделяют больше внимания безопасности поставок. С этой целью 83 процента компаний, которые инициируют или уже внедрили меры, целенаправленно расширяют свою сеть поставщиков. 77 процентов увеличивают складские помещения и 58 процентов ищут альтернативные материалы — везде, где это возможно», — говорит главный экономист VDMA Вихерс.
30% компаний уже ведут конкретные приготовления к обозримому дефициту газа. «Около трех четвертей компаний, готовящихся к чрезвычайной ситуации, сначала проверяют, какие варианты у них есть в их собственной компании, например, установка электрических или масляных резервных систем. Около половины компаний видят более тесную координацию с внутренними сетевого оператора в качестве адекватной подготовительной меры. А треть подготовила поэтапные планы действий в чрезвычайных ситуациях с поставщиками в зависимости от степени сокращения поставок газа», — добавляет Вихерс.
Нехватка квалифицированных рабочих также обострилась в последние месяцы. 78 процентов компаний имеют заметную или серьезную нехватку кадров. И только 3% компаний ожидают улучшения кадровой ситуации в ближайшие 3 месяца. «60 процентов компаний считают демографию и нехватку квалифицированных рабочих серьезным риском, — объясняет Вичерс. Таким образом, нехватка квалифицированных рабочих была классифицирована как самый большой риск среди восьми центральных текущих тем в машиностроении и даже была названа впереди категории ответов «инфляция / ограничительная денежно-кредитная политика».
«Чтобы адекватно заменить многих квалифицированных рабочих, которые выйдут на пенсию в ближайшие несколько лет, молодым специалистам необходимо предложить привлекательную подготовку в области машиностроения и хорошие перспективы. Однако одного этого будет недостаточно для удовлетворения спроса. Также целевая иммиграция будет необходима для сокращения разрыва в рабочей силе», — считает Вихерс.
С другой стороны, многие компании рассматривают оцифровку и автоматизацию, а также развитие устойчивых цепочек поставок как прекрасную возможность компенсации развития. В целом, несмотря на все тяготы, текущий год должен стать годом роста для большинства компаний. 79 процентов компаний ожидают роста продаж, но это также будет обусловлено инфляцией. Среднесрочный взгляд на будущее также положительный: 82 процента хотят увеличить свои инвестиции по сравнению с предыдущим годом.
Источник: VDMA
|