Автомобилестроение - ключевая отрасль Германии: в немецкой автомобильной промышленности работает 770 000 человек. С точки зрения продаж, это крупнейший промышленный сектор в стране - 17 % немецкого экспорта в 2023 году составляли автомобили и запчасти.
Но корпорации находятся в кризисе. Впервые за 30 лет на Volkswagen могут произойти производственные увольнения и закрытие заводов. Эксперты опасаются, что это может быть лишь верхушкой айсберга.
Немецкие производители борются со слабыми показателями продаж и высокими затратами, связанными с переходом на электропривод. Это приводит к отсутствию прибыли.
Volkswagen сообщил о снижении прибыли на 14 % в первом полугодии. У BMW он упал почти на 15 %, а у Mercedes-Benz на 16 %.
Всем трем компаниям уже пришлось сократить свои целевые показатели прибыли на весь год, последний раз – BMW во вторник. И настроение мрачное. По данным Мюнхенского института Ifo, отрасль с тревогой смотрит в будущее.
В среднем немецкие заводы Volkswagen, BMW, Mercedes & Co. в прошлом году были заполнены лишь немногим более чем на две трети. Все предприятия вместе могли бы поставить 6,2 млн. автомобилей в год. В 2023 году было поставлено всего 4,1 миллиона.
Отрасль производит гораздо меньше автомобилей, чем раньше, что приводит к высоким затратам на персонал. Хотя объем производства на 23 % ниже предыдущего максимума, количество сотрудников сократилось всего на 8 %.
Кризис уже давно добрался до поставщиков автомобильной продукции, у которых по-прежнему работает около 270 000 сотрудников (в 2018 году их было около 311 000). В конце концов, производители автомобилей делают заказ в зависимости от ситуации с заказом.
По данным опроса консалтинговой фирмы Horvath, большинство, 60%, компаний планируют умеренные сокращения рабочих мест. ZF объявила, что к концу 2028 года сократит от 11 000 до 14 000 рабочих мест в Германии. Continental, возможно, захочет полностью выделить свой бизнес по поставкам автомобилей и вывести его на биржу.
Хотя узкие места в материалах и доставке в последнее время практически исчезли, но Ассоциация автомобильной промышленности (VDA) считает, что возросли проблемы со спросом.
«Сложная общая экономическая ситуация влияет на поведение потребителей и вызывает сравнительно слабый спрос на автомобили», - говорят в VDA. Немецкие производители страдают в два раза сильнее. В то же время на рынок выходили новые конкуренты, такие как Tesla и производители из Китая. Последствие: рыночная доля местных производителей автомобилей падает.
По мнению экспертов, кризис в автомобильной отрасли беспощадно обнажает слабые места Германии как локации. Спустя четыре с половиной года после начала пандемии промышленное производство в Германии все еще отстает на 10% от уровня, существовавшего до пандемии.
Старая бизнес-модель с дешевой энергией и легкодоступными крупными экспортными рынками больше не работает. Учитывая замедление темпов экономического роста в США и Китае, а также дополнительную торговую напряженность, остается мало надежд на сильное восстановление экономики за счет экспорта.
Экспорт уже давно считается важнейшим двигателем немецкой автомобильной промышленности. По данным VDA, из 4,1 млн. автомобилей, произведенных в Германии в 2023 году, 3,1 млн. – около 3/4 – ушли за границу.
Но, как предупреждает в VDA: «Вес на мировом рынке меняется». В то время как традиционные рынки в Европе и Северной Америке сокращаются, наблюдается высокий рост в Китае и Индии, которые все чаще обслуживаются местными конкурентами.
По данным Немецкого института экономических исследований (DIW), немецкие производители автомобилей по-прежнему имеют «все возможности и возможности заявить о себе в глобальной конкуренции».
«Однако для этого производители автомобилей должны заново изобрести себя, измениться и использовать свой инновационный потенциал, чтобы быстрее и лучше осуществить переход к электронной мобильности и автономному вождению», — говорит президент DIW (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung) Марсель Фратцшер. «Утверждение, что двигатель внутреннего сгорания является экологически безопасным, является опасным заблуждением». Решение в пользу электромобилей уже давно принято во всем мире.
Источник: https://www.maschinenmarkt.vogel.de/
|