Germany Trade and Invest –Gesellschaft für Außenwirtschaft und Standortmarketing mbH (Агентство внешнеэкономической деятельности и маркетинга) опубликовал «Экономические тенденции Республики Беларусь». http://bit.ly/o4ryv0
В относительно небольшой работе содержится анализ итогов за 2008,2009 и первую половину 2010г. и прогнозы. Следует отметить, что данная работа появилась до того, как в Беларуси разразился кризис, но ее появление анонсировано в начале 2011 г. после сомнительных президентских выборов.
Несмотря на то, что экспорт из ФРГ в Беларусь в целом имеет тенденцию к снижению, долю машин в нем можно считать неизменной. В ценовом выражении, около 600млн. долларов, в долевом от трети в 2008 году значительно выше в 2010г.
Доля измерительной и регулирующей техники также имеет устойчивую тенденцию к снижению: от 72, 2млн. долларов в 2008 г. до 32 млн. за первое полугодие 2010 г.
Несколько иначе положение с автомобилями и запчастями. Последовавший в 2009 г. спад почти в 2 раза по сравнению с 2008г. с 432, 2 млн. долларов до 234, 4 млн. долларов, а в первом полугодии 2010 до 199,2 млн. долларов, сменился резким ростом в связи с намеченными с 1 июля новыми таможенными пошлинами. Легковые автомобили дали 42 процента прироста по непродовольственной группе товаров или 323 млн. долларов в 2010 г. А уже в январе-апреле 2011 года импортировано в Беларусь — на 818,1 млн. различных товаров, среди которых доля автомобилей для личного пользования весьма высока. http://bit.ly/qpSDDM
В то же время экспортировано товаров в Германию на 575,5 млн. долларов (в 3,9 раза больше!!!). В 2010 г. экспорт в Германию соответствовал 1,8% от всего экспорта РБ, а импорт 5, 8% от всего импорта РБ. Таким образом, доля Германии с 2008 г. неуклонно снижается: с 7,1 % в 2008, 7, 6% в 2009г. до 5, 8% в 2010г.
Цифры, цифры, цифры! Что же стоит за этими цифрами. Ведь Беларусь обладает весьма значительными мощностям по производству автотракторной техники, строительных машин, станкостроения и др. машиностроительной продукции. В отличие от Росси, где в последнее время заключены крупные контракты на строительство современных производств на КАМАЗе, На Горьковском автозаводе, в Калуге и др. местностях, Минску похвастаться нечем. Несколько лет назад имелась программа инвестиций в МАЗ, стоимостью 225 млн. долларов. Или она почила в бозе, или итоги ее оказались не столь впечатляющими, как размеры. Между тем, главная проблема Минских автомобилей – двигатель. Наиболее качественная часть минских автомобилей и автобусов оборудована импортными двигателями, импортируемыми из Германии МАN D2066 и Mercedes-Benz ОМ 501 . Развернуть производство у себя надежных двигателей, как это делает, к примеру, Горьковский автозавод, собирающийся выпускать у себя известные «Спринтеры», у белорусов не получается. Надежды возлагаются на Ярославский моторный завод и намечаемый на нем выпуск французского двигателя Renault dCi11, теперь его перекрестили в ЯМЗ-650. Он выполняет требования Евро-4.

Автобус МАЗ 206, оснащенный двигателем Mercedes-Benz ОМ904

Седельный тягач МАЗ 6430А9, оснащенный двигателем ЯМЗ-650
Было бы наивным полагать, что сегодняшние инвестиции иранцев в автомобильную промышленность РБ будут служить образцом достижений современной автомобилестроения, на деле вылившейся в ежегодный выпуск около тысячи «Самандов», автомобиля 30 летней давности.

Легковой автомобиль «Саманд», выпускаемый в РБ
Беларусь пытается конкурировать с западными моделями на рынке развивающихся стран. Главное преимущество – стоимость от 40 до 90 тыс. долларов. В сравнение с Ивеко – от 100 тыс. или Вольво 130-150 тыс. долларов, это, конечно преимущество.
На деле, более масштабное и детальное привлечение лидеров мирового автостроения - немцев, смогло бы гораздо сильнее улучшить положение белорусского автомобилестроения, сделав его конкурентоспособным не только на рынках третьих стран.
Ниже представлен SWOT –анализ Беларуси, выполненный специалистами Germany Trade and Invest:
SWOT – анализ, Беларусь
Положительные стороны
|
Отрицательные стороны
|
Сильные стороны
- Относительно хорошо образованный персонал, уровень зарплат относительно низкий.
- Тесные связи с некоторыми экспортирующими нефть и газ странами.
- Выгодное географическое положение в Восточной Европе
- Наличие сети для распространения товаров Относительная политическая стабильность, сравнительно низкий уровень преступности
|
Слабые стороны
- Высокая миграция рабочей силы. Недостаток квалифицированного персонала, как специалистов, так и руководящих работников.
- Не безпроблемные условия.
- Транспорт и сектор логистики ограничены отсталым законодательством в своем развитии, слаборазвиты. Ограничение основных прав.
|
Возможности
- Приватизация больших предприятий и учреждение центров логистики с участием зарубежных инвесторов.
- Отмена вето с 2008 г на решения предпринимателей путем применения «Золотой акции».
- Относительно положительный платежный опыт по финансовым кредитам и поручительствам Гермес.
- Усиление работы правительства по привлечению западных инвесторов.
|
Угрозы
- Окупаемость в условиях зарегулированной экономики (высокий диктат в сфере недвижимости, рабочей силы, цен, зарплат).
- Как и прежде, сильный государственный интервенционизм: декреты и указы президента, постановления правительства.
- Мало информативных и справочных материалов о платежеспособных, надежных белорусских фирмах и партнерах.
- Попутно продолжающийся курс на какую-либо восточную интеграцию (общее государство с Россией). Строительство таможенного союза с Россией и Казахстаном.
|
Напомним, что выводы, сделаны немецкими специалистами до кризиса, охватившего республику в 2011г.
|